vazelin63 (vazelin63) wrote in libertarians_ru,
vazelin63
vazelin63
libertarians_ru

М. Ротбард "Экономическая мысль до А. Смита" Глава третья, часть девятая

3.9 Номиналисты и активные естественные права

Доминиканцы, как мы уже знаем, опередили францисканцев в вопросе прав собственности, благодаря знаменитой булле Иоанна XXII Quia vir reprobus (1329). Индивидуальные права собственности теперь официально признаны как естественные, вытекающие из веления Божьего, наделившего человека властью над землей. Несмотря на все попытки Уильяма Оккама опровергнуть Иоанна XXII, его последователи номиналисты инициативно принялись развивать эту теорию активных естественных прав собственности. Разработали эту теорию Пётр д’Альи (1350–1420) и, в особенности, его ученик и преемник на посту канцлера Парижского университета Жан Жерсон (1363–1429).

   


Так Жерсон в своей De Vita Spirituali Animae (1402) четко заявляет:

Существует естественное суверенное право (владычество) подобное Божьему дару, посредством которого каждое существо имеет ius (право) принять непосредственно от Бога нижележащие вещи в собственное пользование во имя самосохранения. Каждый имеет это ius, являющееся результатом честной и неизменной справедливости, поддерживаемый в своей изначальной чистоте или естественной целостности. Таким путем Адам получил власть над птицами небесными и рыбами морскими ... К этому суверенному праву также может быть добавлено право на свободу, которая есть неудержимый данный Богом дар ...

9.  Richard Tuck, Natural Rights Theories (Cambridge: Cambridge University Press, 1979), p.27.


Странно, что этот номиналист и мистик, после такого изложения своих взглядов на права человека как на владычество (суверенное право), утверждает при этом, как и меньшая часть схоластов, что любая коммерческая прибыль, превышающая затраты и риск, является аморальной, и что все цены должно устанавливать государство, чтобы гарантировать справедливую цену.


Теорию активных прав отстаивал последователь Жерсона Конрад Зумменхарт, а впоследствии ее развил номиналист Джон Мейджор. В своем комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского (1509) Мейджор, спустя столетие после Жерсона, делает логический вывод, что не только человеческие права и владычество являются естественными, но также и частная собственность. Ученик Мейджора Жак Альма (Aurea Opuscula, ок.1525) выразился ясно: «Естественное владычество, таким образом, есть власть распоряжаться или способность пользоваться вещами, которые люди могут задействовать применительно к внешним объектам, следуя предписаниям закона природы — по которому каждый может ухаживать за собственным телом и сохранить себя».


На протяжении XV столетия и в XVI веке активная теория естественных прав господствовала, кажется, безраздельно.


http://zebooks.wixsite.com/austrianeconomics/economic-thought-before-smith
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments